Экономика: теория и практика
  Теория         Практика         Экономика о науке  

Экономика. Теория Предмет и метод экономической теорииИсторический аспект экономический отношенийПредпринимательствоРыночные отношенияРынок в жизни общества.Введение в рынок. Типы, сегменты, функции рынка.Конкуренция и монополияСравнительная таблица моделей рынкаВозникновение и сущность монополийСпрос и предложениеТовар и его ценностьСобственность и предпринимательская деятельностьХозяйственные общества и товариществаТипы предприятий и организацийРегистрация предприятийОсновные средстваИзнос основных средствОборотные средстваПоказатели объема производства продукцииСебестоимостьПроизводственная мощность предприятияЗатраты труда и заработная плата. Состав рабочей силы.Производительность трудаНормирование труда НИОКРПрибыль и рентабельность

Экономика. Практика

Экономика о науке



Возникновение и сущность монополий

До середины девятнадцатого века в национальной экономике существовала свободная конкуренция. Масштаб деятельности каждого производителя был невелик, поэтому они не могли влиять на установление цены. Во второй половине девятнадцатого начинается процесс укрупнения предприятий и концентрация производства. Появляется возможность создавать монополии.

Основные типы монополий:
1) натуральная монополия;
2) олигополия;
3) дифференциация продукта;

Натуральным монополистом является единственный производитель в своей области. При этом не существует отраслей, производящих товары-субституты - товары, функционально заменяющие данный товар. Олигополия может быть двух видов: несколько крупных фирм, производящих почти одинаковые товары или несколько крупных фирм, производящих различные товары.
Дифференциация продуктов: имеется много продавцов дифференцированной продукции. В наибольшей степени проявляется конкуренция, так как покупатель может выбирать товар.

В настоящее время монополия представляет собой многоотраслевое объединение, занимающее значительное место в экономике страны, а иногда и в мировой экономике.

Эволюция форм монополий

1. Картель - несколько предприятий, которые договариваются об объемах производства, рынках сбыта, уровне цен.
2. Синдикат - сговор о функциях снабжения и сбыта. Каждое предприятие не занимается отдельно сбытом продукции.
3. Трест - фирмы теряют производственную самостоятельность; вырабатывается общая программа производства.
4. Концерн - объединение предприятий различных отраслей промышленности под единым контролем.
5. Конгломерат - концерн особого типа, объединяющий не связанные между собой отрасли промышленного производства и других сфер экономики.
В настоящее время характерны концерны и конгломераты.

Антимонопольное законодательство

Существует два вида антимонопольного законодательства: американский и западноевропейский. Американский отвергает любую форму монополистического сговора. Западноевропейский тип является более либеральным. Запрещены не всякие монополии, а только те, которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка.

1) 1890 год - акт Шермана. В соответствии с актом была запрещена тайная монополизация торговли, а также ценовой сговор, ограничено формирование трестов.
2) 1914 год - акт Клейтона установил запрет на контракты по продаже товара с принудительным ассортиментом.
3) 1914 год - образована Федеральная Торговая Комиссия для борьбы с нечестной конкурентной борьбой и тайным сговором компаний.
4) 1950 год - акт Селлера-Кефауэра - запрет слияния путем приобретения активов предприятия.
5) 1976 год - акт антитрестовских соглашений Харта-Скотта-Родино - ряд ограничений для слияния фирм и тайного сговора фирм.

Иногда выделяют два направления антимонопольного законодательства: антитрестовское и антикартельное.
Антитрестовская часть законодательства направлена на противодействие союзам и объединениям, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в них фирм. Антикартельная часть законодательства направлена на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа (установка цен, договор об объеме производства, рынке сбыта). Во многих странах применяются специальные законы, направленные на противодействие недобросовестной конкуренции.

Методы недобросовестной конкуренции

1) Самовольное использование чужого товарного знака фирменного наименования или маркировки товара. Самовольное копирование формы и оформления товаров других фирм.
2) Распространение ложных сведений, способных нанести ущерб репутации конкурентов.
3) Некорректное сравнивание товаров в процессе рекламной деятельности.
4) Оказание влияния на конкурента с целью приобретения преимущества над ним.
5) Приобретения коммерческой тайны конкурента без его согласия.
6) Введение в заблуждение потребителя относительно качества, потребительских свойств, способа и места изготовления товара.
7) Явный обман потребителя и заказчика.

Методы монопольной практики фирм

1. Навязывание партнерам дискриминационных условий договоров.
2. Изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита.
3. Предварительный сговор об искусственном изменении цен.
4. Навязывание покупателю принудительного ассортимента, в качестве условия реализации товара.
5. Предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами.
6. Совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в нескольких фирмах, производящих и продающих аналогичные товары.

Во многих странах предусматривается ответственность при нарушении антимонопольного законодательства. В нашей стране антимонопольное законодательство находится в неразвитом состоянии. В 1991 году в РФ был принят закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Был создан государственный комитет по антимонопольной политике.



Следующая страница: Спрос и предложение

  • Начало   • Экономика. Теория   • Возникновение и сущность монополий  
  Экономика. Теория Глава из детектива Татьяны Латуковой Экономика. Практика  
  © 1487.ru, 2009-2022. Экономика и финансы. Теория и практика.
Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов.
Практические рекомендации для профессионалов и специалистов.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика