Семь золотых слитков Семь золотых слитков
 
  Теория Практика Экономика о науке  

Главная

Экономика. Теория

Предмет и метод экономической теории
Исторический аспект экономический отношений
Предпринимательство
Рыночные отношения
Рынок в жизни общества.
Введение в рынок. Типы, сегменты, функции рынка.
Конкуренция и монополия
Сравнительная таблица моделей рынка
Возникновение и сущность монополий
Спрос и предложение
Товар и его ценность
Собственность и предпринимательская деятельность
Хозяйственные общества и товарищества
Типы предприятий и организаций
Регистрация предприятий
Основные средства
Износ основных средств
Оборотные средства
Показатели объема производства продукции
Себестоимость
Производственная мощность предприятия
Затраты труда и заработная плата. Состав рабочей силы.
Производительность труда
Нормирование труда НИОКР
Прибыль и рентабельность


Экономика. Практика

Экономика о науке



Сравнительная таблица моделей рынка

Основные параметры Чистая конкуренция Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
1. Число фирм (какое число независимых продавцов предлагают свою продукцию на рынке) очень велико; все действуют разобщенно, на свой страх и риск одна фирма число предприятий достаточно велико, но на несколько порядков меньше, чем в условиях чистой конкуренции (от 20 до 70 фирм) от 2 до 20
2. Тип продукта (какая продукция предлагается на рынке, степень ее однородности, стандартизованность ) продукция однородна больших различий в уровне качества нет, покупателю безразлично у кого покупать производимый продукт, как правило, уникален продукты могут быть стандартизированы, хотя не исключена дифференциация; обычно промышленная продукция - стандартизирована, а потребительские товары - дифференцированы
3. Контроль над ценой каждая фирма производит столь незначительную часть общего объема продукции, что возможен лишь незначительный контроль над ценами фирма диктует свою цену степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм степень контролирования достаточно высока и этот контроль может быть осуществлен в различных формах (см.далее)
4. Условие вступления в отрасль осуществляется беспрепятственное движение на вход и выход вступление в монополизированную отрасль затруднено правовыми или технологическими нормами вступить в отрасль достаточно легко, так как нет потребности в относительно крупном капитале, однако гораздо сложнее, чем в условиях чистой конкуренции, так как значительные средства тратятся на рекламу вступление затруднено
5. Неценовая конкуренция преобладает стандартизированная продукция, что не дает возможности развиваться неценовой конкуренции неценовая конкуренция не ведется, а проводится работа, демонстрирующая лояльность фирмы по отношению к обществу и ценовая, и неценовая конкуренции и ценовая, и неценовая конкуренции
6. Где чаще всего встречается данная модель рынка мелкое сельское хозяйство, фондовая биржа местные предприятия общественного пользования в небольших населенных пунктах легкая промышленность, пищевая промышленность, розничная торговля; металлургия; машиностроительная, электронная промышленность.

Особенности монополистической конкуренции

1) Фирм достаточно много, чтобы доля каждой в общем объеме рынка была невелика, соответственно и контроль каждой фирмы над ценой небольшой. Но в то же время рынок в целом может быть достаточно чувствителен к действиям 2-5 игроков, поэтому ценовая политика обычно строится с учетом конкурентных предложений.
2) Почти невозможен тайный сговор по поводу ограничения производства и регулирования цен. Но возможны сговоры внутренних групп, стремящихся обеспечить нескольким компаниям позиции лидерства.
3) Фирма обычно строит свою финансово-экономическую политику без учета реакции конкурентов, поскольку те достаточно многочисленны.

Формы дифференциации продуктов

На рынке имеется дифференциация продуктов, выпускаемых различными фирмами; она проявляется в следующих формах:
1) различие по качеству( функциональные особенности, дизайн и т.д.)
2) различие по условиям продажи и сервисному обслуживанию;
3) различие по размещению продукта и степени его доступности покупателю;
4) различие по времени работы;
5) “мнимые” различия(оригинальная упаковка, реклама, и т.д.)

Барьеры для вступления в олигополическую отрасль

Эффект масштаба - для низких издержек на единицу продукции необходимо быть крупным производителем - барьер: размер капитала
Владение патентами. Для того, чтобы фирма успешно развивалась, необходимы нововведения, а значит необходимы патенты, которые достаточно дороги
Контроль над стратегическим сырьем - для ряда специализированных отраслей невозможно организовать производство без доступа на рынок сырья и полуфабрикатов.
Расходы на рекламу - затраты рекламной компании для проникновения на рынок могут быть значительными

Формы осуществления контроля над ценой в олигопольных фирмах:

Ломаная кривая спроса
Олигопольные фирмы конкурируют друг с другом. Сговора по поводу установки цен между ними нет; результат поведения участников определяется изменением цены одним из них. Возможные реакции остальных участников рынка: остальные фирмы следуют изменению цены, проведенному одной из этих фирм либо остальные участники игнорируют изменение цены;

Тайный сговор
Скрытое соглашение между фирмами о фиксированной цене или разделении рынка, но существуют определенные ограничения:
- различие в спросе и издержках этих фирм;
- трудно договориться (много фирм);
- возможное мошенничество, т.е. скрытое снижение цен, не обговоренное соглашением;
- уровень деловой активности фирм;
- появление на рынке новой фирмы;
- антимонопольное законодательство;

Лидерство в ценах:
Cреди участников появляется фирма-лидер, устанавливающая цены; все остальные следуют за этими ценами;



Следующая страница: Возникновение и сущность монополий


  • Начало   • Экономика. Теория   • Сравнительная таблица моделей рынка  
  © Семь золотых слитков, 2009-2016. Экономика и финансы. Теория и практика.
Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов.
Практические рекомендации для профессионалов и специалистов.
О проекте
E-mail
Карта сайта
Tatsel.ru

Яндекс.Метрика