Семь золотых слитков Семь золотых слитков
 
  Теория Практика Экономика о науке  

Главная

Экономика. Теория

Предмет и метод экономической теории
Исторический аспект экономический отношений
Предпринимательство
Рыночные отношения
Рынок в жизни общества.
Введение в рынок. Типы, сегменты, функции рынка.
Конкуренция и монополия
Сравнительная таблица моделей рынка
Возникновение и сущность монополий
Спрос и предложение
Товар и его ценность
Собственность и предпринимательская деятельность
Хозяйственные общества и товарищества
Типы предприятий и организаций
Регистрация предприятий
Основные средства
Износ основных средств
Оборотные средства
Показатели объема производства продукции
Себестоимость
Производственная мощность предприятия
Затраты труда и заработная плата. Состав рабочей силы.
Производительность труда
Нормирование труда НИОКР
Прибыль и рентабельность


Экономика. Практика

Экономика о науке



Спрос и предложение

Спрос, объем спроса, функция спроса

Спрос - это отражение потребности людей в том или ином товаре, а так же их желание и возможность приобрести данный товар.
Факторы, определяющие спрос:
- цена товара;
- цена других товаров;
- качество;
- доход потребителя;
- уровень благосостояния потребителя;
- вкус и предпочтение потребителя;
- сезонность товара;

Объем спроса - то количество товара, которое покупатель готов приобрести в течении определенного времени.
Функция спроса - взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.

Пример:
Цена
(в денежных единицах)
Количество
тыс. тонн в месяц
244
303
402
531,5
701,3
901
1200,7
1600,5

Функция спроса
зеленый - ухудшение качества, синий - улучшение качества, красный - среднее качество

Необходимо различать объем спроса и функцию спроса: объем спроса меняется тогда, когда меняются цены данного товара. Функция спроса меняется тогда, когда меняются факторы, влияющие на спрос. Чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначена на него цена. Цена спроса - та максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за данный товар.

Закон спроса: Величина спроса возрастает при снижении цены.

Предложение, объем предложения, функция предложения

Предложение отражает желание производителей продать свой товар. Следует различать функцию и объем предложения.
Функция предложения - это взаимозависимость между предложением и определяющими его факторами. Определяющие факторы: цена, применяемая технология, налоги, дотация, природно-климатические условия, цены других товаров.
Объем предложения - то количество товара, которое продавец желает приобрести при данных условиях в единицу времени.

Пример:
Цена
(в денежных единицах)
Предложение
тыс. тонн в месяц
20 0,5
33 1
60 1,5
100 2
160 2,5
170 2,75
195 3

Функция предложения
зеленый - увеличение предложения, синий - уменьшение предложения, красный - среднее предложение

Кривая предложения показывает какое количество товара производители продали бы при различных условиях(различный уровень цен). Цена предложения - минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

Закон предложения: Объем предложения увеличивается при увеличении цены.

Эластичность спроса и предложения

Необходимо различать изменение предложения( функции предложения ), и изменение объема предложения: изменение объема предложения происходит тогда, когда меняется только цена данного товара. Функция предложения меняется тогда, когда меняются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Точка А на графике - точка равновесия.

Спрос и предложение

Эластичность - степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Эластичность спроса зависит от различных факторов:
1. чем больше у товара заменителей, тем выше эластичность спроса на этот товар;
2. чем больше разнообразных возможностей использования данного товара, тем выше эластичность спроса на него;
3. чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар;
4. чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар;
5. чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса;
6. спрос становится более эластичным с течением времени;
7. в случае не эластичности спроса производителю выгодно повышать цену товара, так как в этом случае выручка увеличивается;
8. в случае эластичности спроса выгодно понижать цену, так как выручка будет расти.

Изменение ценыЭластичный спросНеэластичный спрос
ростневыгодновыгодно
снижениевыгодноневыгодно

Если кривая спроса параллельна оси Q, то спрос абсолютно эластичен.
Если кривая спроса перпендикулярна оси Q, то спрос абсолютно неэластичен.
Эластичность спроса по доходу - степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей.



Следующая страница: Товар и его ценность


  • Начало   • Экономика. Теория   • Спрос и предложение  
  © Семь золотых слитков, 2009-2016. Экономика и финансы. Теория и практика.
Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов.
Практические рекомендации для профессионалов и специалистов.
О проекте
E-mail
Карта сайта
Tatsel.ru

Яндекс.Метрика