Семь золотых слитков Семь золотых слитков
 
  Теория Практика Экономика о науке  

Главная

Экономика. Теория

Предмет и метод экономической теории
Исторический аспект экономический отношений
Предпринимательство
Рыночные отношения
Рынок в жизни общества.
Введение в рынок. Типы, сегменты, функции рынка.
Конкуренция и монополия
Сравнительная таблица моделей рынка
Возникновение и сущность монополий
Спрос и предложение
Товар и его ценность
Собственность и предпринимательская деятельность
Хозяйственные общества и товарищества
Типы предприятий и организаций
Регистрация предприятий
Основные средства
Износ основных средств
Оборотные средства
Показатели объема производства продукции
Себестоимость
Производственная мощность предприятия
Затраты труда и заработная плата. Состав рабочей силы.
Производительность труда
Нормирование труда НИОКР
Прибыль и рентабельность


Экономика. Практика

Экономика о науке



Монополия и конкуренция.

Одним из обязательных признаков рынка является его конкурентный характер. Конкуренция - (лат.) столкновение, результат взаимодействия; процедура открытия способов предложения более качественных или более дешевых товаров, чем те, которые уже поступили к потребителю.

Три типа конкурентного поведения:

1. Креативное поведение - поведение, при котором система действий конкурента, состоящая из мероприятий, направленных на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые бы обеспечивали превосходства над соперниками. Создание новой продукции, новые методы распространения и сбыта продукции. Признаком креативного поведения является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.

2. Приспособленческое поведение - учитывается инновационные изменения в производстве и делается попытка упреждения действий соперников на основе модернизации производства. Основной признак: стремление копировать в возможно сжатые сроки достижения своих соперников. Характерно: промышленный шпионаж.

3. Обеспечивающее(гарантирующие) поведение - основано на стремлении предпринимателей к сохранению и стабилизации на длительный срок достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, ассортимента продукции, оказании дополнительных услуг и т.д.

Данные типы применяются фирмой в зависимости от выбранного метода конкуренции. Различают два основных вида конкуренции ценовая конкуренция и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция: соперничество за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реали-зации определенного вида продукции, снижения цен на эту продукцию, без изменения ее ассортимента и качества.

Неценовая конкуренция включает в себя:
a) изменение свойств продукции;
b) придание продукции качественно новых свойств;
c) создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;
d) создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее;
e) обновление свойств товара, являющегося символом престижа или моды (квазикачество товара);
f) совершенствование услуг, сопутствующих товару: демонстрация товара, установка товара, гарантийный ремонт и т.д.

Изначально целью каждой фирмы является монополизация рынка, но практика показывает, что ни в одной стране ни одна фирма не заняла монопольного положения. Тем не менее всякая фирма сегодня осуществляет, так называемый “полистратегический поиск”, т.е. применяет в своих действиях, по крайней мере, две стратегические установки:
1. установка на монополизацию рынка(уменьшение числа конкурентов);
2. установка на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка(уменьшение риска за счет сотрудничества с другими фирмами);

Выбор стратегии осуществляется фирмами в зависимости от ролевой и содержательной функции фирмы в процессе конкурентного взаи-модействия. В соответствии с ролевой функцией фирмы выделяют следующие типы конкурентов (по Котлеру):
1. лидеры - имеют около 40% рынка;
2. претенденты на лидерство - имеют около 30? рынка;
3. ведомые - имеют около 20% рынка;
4. новички, оказавшиеся в рыночных нишах - имеют около 10% рынка;

Последняя, четвертая группа, озабочена поиском рыночной ниши, и закреплением в этой нише. Эта ниша должна быть большого размера и прибыльности, иметь потенциал и не вызывать интереса, по крайней мере, у крупных конкурентов. Третья группа следует за первой и второй. Вторая и первая группы различаются условно. Вторая группа имеет значительный атакующий потенциал.

Атака на лидера может иметь:
- фронтальный характер(атака идет сразу по нескольким направлениям);
- фланговый характер(атака идет по одному из направлений);

Первая группа использует те же методы атаки, что и вторая, но при этом еще и отражает атаки других конкурентов. Для отражения фланговой атаки - фланговая оборона. Для отражения фронтовой атаки - позиционная оборона. Лидеры могут практиковать различные формы маневра:
- совершать предвосхищающие действия;
- диверсифицировать производство - расширение сферы деятельности или номенклатуры продукции;
- уступать ослабленные территории рынка при одновременном усилении наиболее перспективных;

В соответствии с содержательной функцией фирмы, выделяются следующие группы конкурентов:
1. крупные, высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство;
2. специализированные компании, закрепленные в определенных нишах;
3. мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство;
4. мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости;

Монополия - (греч.) “монос”- один, “полио”- продаю. Выделяют четыре, существенно отличающиеся, модели рынка:
- чистая конкуренция;
- чистая монополия;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия - (греч.) немногочисленный;



Следующая страница: Сравнительная таблица моделей рынка


  • Начало   • Экономика. Теория   • Конкуренция и монополия  
  © Семь золотых слитков, 2009-2016. Экономика и финансы. Теория и практика.
Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов.
Практические рекомендации для профессионалов и специалистов.
О проекте
E-mail
Карта сайта
Tatsel.ru

Яндекс.Метрика