Теория Практика Экономика о науке |
Экономика. Теория Предмет и метод экономической теорииИсторический аспект экономический отношенийПредпринимательствоРыночные отношенияРынок в жизни общества.Введение в рынок. Типы, сегменты, функции рынка.Конкуренция и монополияСравнительная таблица моделей рынкаВозникновение и сущность монополийСпрос и предложениеТовар и его ценностьСобственность и предпринимательская деятельностьХозяйственные общества и товариществаТипы предприятий и организацийРегистрация предприятийОсновные средстваИзнос основных средствОборотные средстваПоказатели объема производства продукцииСебестоимостьПроизводственная мощность предприятияЗатраты труда и заработная плата. Состав рабочей силы.Производительность трудаНормирование труда НИОКРПрибыль и рентабельность Экономика. Практика Экономика о науке |
Монополия и конкуренция.Одним из обязательных признаков рынка является его конкурентный характер. Конкуренция - (лат.) столкновение, результат взаимодействия; процедура открытия способов предложения более качественных или более дешевых товаров, чем те, которые уже поступили к потребителю. Три типа конкурентного поведения:1. Креативное поведение - поведение, при котором система действий конкурента, состоящая из мероприятий, направленных на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые бы обеспечивали превосходства над соперниками. Создание новой продукции, новые методы распространения и сбыта продукции. Признаком креативного поведения является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения. 2. Приспособленческое поведение - учитывается инновационные изменения в производстве и делается попытка упреждения действий соперников на основе модернизации производства. Основной признак: стремление копировать в возможно сжатые сроки достижения своих соперников. Характерно: промышленный шпионаж. 3. Обеспечивающее(гарантирующие) поведение - основано на стремлении предпринимателей к сохранению и стабилизации на длительный срок достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, ассортимента продукции, оказании дополнительных услуг и т.д. Данные типы применяются фирмой в зависимости от выбранного метода конкуренции. Различают два основных вида конкуренции ценовая конкуренция и неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция: соперничество за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реали-зации определенного вида продукции, снижения цен на эту продукцию, без изменения ее ассортимента и качества.
Неценовая конкуренция включает в себя:
Изначально целью каждой фирмы является монополизация рынка, но практика показывает, что ни в одной стране ни одна фирма не заняла монопольного положения. Тем не менее всякая фирма сегодня осуществляет, так называемый “полистратегический поиск”, т.е. применяет в своих действиях, по крайней мере, две стратегические установки:
Выбор стратегии осуществляется фирмами в зависимости от ролевой и содержательной функции фирмы в процессе конкурентного взаи-модействия. В соответствии с ролевой функцией фирмы выделяют следующие типы конкурентов (по Котлеру): Последняя, четвертая группа, озабочена поиском рыночной ниши, и закреплением в этой нише. Эта ниша должна быть большого размера и прибыльности, иметь потенциал и не вызывать интереса, по крайней мере, у крупных конкурентов. Третья группа следует за первой и второй. Вторая и первая группы различаются условно. Вторая группа имеет значительный атакующий потенциал.
Атака на лидера может иметь:
Первая группа использует те же методы атаки, что и вторая, но при этом еще и отражает атаки других конкурентов. Для отражения фланговой атаки - фланговая оборона. Для отражения фронтовой атаки - позиционная оборона. Лидеры могут практиковать различные формы маневра:
В соответствии с содержательной функцией фирмы, выделяются следующие группы конкурентов:
Монополия - (греч.) “монос”- один, “полио”- продаю. Выделяют четыре, существенно отличающиеся, модели рынка: Следующая страница: Сравнительная таблица моделей рынка
|
© 1487.ru, 2009-2022. Экономика и финансы. Теория и практика. Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов. Практические рекомендации для профессионалов и специалистов. |
О проекте Карта сайта |
|