Экономика. Теория
Предмет и метод экономической теорииИсторический аспект экономический отношенийПредпринимательствоРыночные отношенияРынок в жизни общества.Введение в рынок. Типы, сегменты, функции рынка.Конкуренция и монополияСравнительная таблица моделей рынкаВозникновение и сущность монополийСпрос и предложениеТовар и его ценностьСобственность и предпринимательская деятельностьХозяйственные общества и товариществаТипы предприятий и организацийРегистрация предприятийОсновные средстваИзнос основных средствОборотные средстваПоказатели объема производства продукцииСебестоимостьПроизводственная мощность предприятияЗатраты труда и заработная плата. Состав рабочей силы.Производительность трудаНормирование труда НИОКРПрибыль и рентабельность
Экономика. Практика
Экономика о науке
|
Сравнительная таблица моделей рынка
Основные параметры
| Чистая конкуренция
| Чистая монополия
| Монополистическая конкуренция
| Олигополия
| 1. Число фирм (какое число независимых продавцов предлагают свою продукцию на рынке)
| очень велико; все действуют разобщенно, на свой страх и риск
| одна фирма
| число предприятий достаточно велико, но на несколько порядков меньше, чем в условиях чистой конкуренции (от 20 до 70 фирм)
| от 2 до 20
|
2. Тип продукта (какая продукция предлагается на рынке, степень ее однородности, стандартизованность )
| продукция однородна больших различий в уровне качества нет, покупателю безразлично у кого покупать
| производимый продукт, как правило, уникален
| продукты могут быть стандартизированы, хотя не исключена дифференциация; | обычно промышленная продукция - стандартизирована, а потребительские товары - дифференцированы
|
3. Контроль над ценой
| каждая фирма производит столь незначительную часть общего объема продукции, что возможен лишь незначительный контроль над ценами
| фирма диктует свою цену
| степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм
| степень контролирования достаточно высока и этот контроль может быть осуществлен в различных формах (см.далее)
|
4. Условие вступления в отрасль
| осуществляется беспрепятственное движение на вход и выход
| вступление в монополизированную отрасль затруднено правовыми или технологическими нормами
| вступить в отрасль достаточно легко, так как нет потребности в относительно крупном капитале, однако гораздо сложнее, чем в условиях чистой конкуренции, так как значительные средства тратятся на рекламу
| вступление затруднено
|
5. Неценовая конкуренция
| преобладает стандартизированная продукция, что не дает возможности развиваться неценовой конкуренции
| неценовая конкуренция не ведется, а проводится работа, демонстрирующая лояльность фирмы по отношению к обществу
| и ценовая, и неценовая конкуренции
| и ценовая, и неценовая конкуренции
|
6. Где чаще всего встречается данная модель рынка
| мелкое сельское хозяйство, фондовая биржа
| местные предприятия общественного пользования в небольших населенных пунктах
| легкая промышленность, пищевая промышленность, розничная торговля;
| металлургия; машиностроительная, электронная промышленность.
|
Особенности монополистической конкуренции
1) Фирм достаточно много, чтобы доля каждой в общем объеме рынка была невелика, соответственно и контроль каждой фирмы над ценой небольшой.
Но в то же время рынок в целом может быть достаточно чувствителен к действиям 2-5 игроков, поэтому ценовая политика обычно строится с учетом
конкурентных предложений.
2) Почти невозможен тайный сговор по поводу ограничения производства и регулирования цен. Но возможны сговоры внутренних групп,
стремящихся обеспечить нескольким компаниям позиции лидерства.
3) Фирма обычно строит свою финансово-экономическую политику без учета реакции конкурентов, поскольку те достаточно многочисленны.
Формы дифференциации продуктов
На рынке имеется дифференциация продуктов, выпускаемых различными фирмами; она проявляется в следующих формах:
1) различие по качеству( функциональные особенности, дизайн и т.д.)
2) различие по условиям продажи и сервисному обслуживанию;
3) различие по размещению продукта и степени его доступности покупателю;
4) различие по времени работы;
5) “мнимые” различия(оригинальная упаковка, реклама, и т.д.)
Барьеры для вступления в олигополическую отрасль
Эффект масштаба - для низких издержек на единицу продукции необходимо быть крупным производителем - барьер: размер капитала
Владение патентами. Для того, чтобы фирма успешно развивалась, необходимы нововведения, а значит необходимы патенты, которые достаточно дороги
Контроль над стратегическим сырьем - для ряда специализированных отраслей невозможно организовать производство без доступа на рынок сырья и полуфабрикатов.
Расходы на рекламу - затраты рекламной компании для проникновения на рынок могут быть значительными
Формы осуществления контроля над ценой в олигопольных фирмах:
Ломаная кривая спроса
Олигопольные фирмы конкурируют друг с другом. Сговора по поводу установки цен между ними нет; результат поведения участников определяется изменением цены одним из них. Возможные реакции остальных участников рынка:
остальные фирмы следуют изменению цены, проведенному одной из этих фирм либо остальные участники игнорируют изменение цены;
Тайный сговор Скрытое соглашение между фирмами о фиксированной цене или разделении рынка, но существуют определенные ограничения:
- различие в спросе и издержках этих фирм;
- трудно договориться (много фирм);
- возможное мошенничество, т.е. скрытое снижение цен, не обговоренное соглашением;
- уровень деловой активности фирм;
- появление на рынке новой фирмы;
- антимонопольное законодательство;
Лидерство в ценах:
Cреди участников появляется фирма-лидер, устанавливающая цены; все остальные следуют за этими ценами;
Следующая страница: Возникновение и сущность монополий
|