Теория Практика Экономика о науке |
Экономика о науке Исторические рамки и роль научно-технического прогрессаТехнические циклы, их типы и фазыЗакономерности развития наукиНаучные циклы и их фазыОсобенности продукта научного трудаПараметры качества продукта исследованияФондовооруженность и качество продукта исследованияДва принципиальных подхода к финансированию исследованийМодель взаимодействия науки и хозяйстваНаука в системе отношений хозяйственных субъектовОсобенности научно-технического развитияКонцепция экономического управления наукой Экономика. Теория Экономика. Практика |
Технические циклы, их типы и фазыРазвитие науки определенным образом зависит от развития техники, от тех задач, которые объективно ставит перед наукой техника. История техники свидетельствует, что ее развитие идет не по прямой линии, а по спирали. Периодически происходят революционные переходы к качественно новому уровню техники в отдельных отраслях. Это позволяет говорить о закономерности цикличного обновления техники.
Технический цикл - это период времени от одного скачка в развитии техники до другого. Исходя иэ этого могут быть выделены 3 основных типа этих циклов; количественные улучшения отдельных параметров данного поколения техники; смена поколений техники или появление новой технологии при сохранении исходного научного принципа; переход к новым направлениям техники, воплощающим принципиально новые научные идеи. В каждом техническом цикле выделяют 4 основные фазы. Проиллюстрируем их применительно к циклу смены поколений техники (рис.1.1). В I- й фазе идет освоение нового поколения техники. Постепенно наращивается общем выпуска новшества ( V ). Для предприятия это наиболее трудный период : необходимы крупные затраты (3) . Во 2- й фазе объем производства скачкообразно растет. Резко снижается себестоимость изготовления нового изделия. Улучшается его качество. 3-я фаза технического цикла — это период медленного роста othe ма выпуска. Себестоимость снижается медленно, Улучшение качества замедляется. В 4- й фазе цикла потенциал данной технической идеи (и соответственно данного поколения техники) уже исчерпан. Происходит удорожание новых модификаций данного поколения техники. Это является сигналом для замены устаревшего поколения техники новым. '
Особенность цикличного развития техники состоит в том, что новые поколения техники начинают осваиваться тогда, когда предыдущее поколение находится еще в 3-й фазе. В ином случае непрерывность технического прогресса была бы нарушена, Обычно 4-я фаза предыдущего цикла приблизительно совпадает во времени со 2-й фазой последующего (рис. 1.2).
Провал в производстве (впадина так называемой "пилы HTР") бывает, когда старая техника уже не дает эффекта, а новая еще не дает его. Понятно; чем короче этот переходный период, тем меньше потери общества.
Смена поколений техники, свидетельствующая об альтернативности технических решений при однозначности научных знаний, является элементарной "клеточкой" технических -циклов более высокого уровня-перехода от одного направления техники к другому. В основе такого перехода всегда лежит крупное научное открытие или ряд открытий (так, открытия в области физики атомного ядра привели к новому направлению в энергетике - атомной энергетике). Каждое направление техники реализует свой потенциал в ряде сменяющих друг друга поколений техники. Причем, новое направление может долгое время использоваться народу с прежним (рис. 1.3). Так обстояло дело с цветным и черно-белым телевидением, атомной и тепловой энергетикой. Технический цикл перехода к новым направлениям техники существенно отличается от цикла смены поколений. Если в первом случае требуется только реконструкция или перевооружение действующих предприятий, то новое направление обычно требует строительства новых предприятий. Кроме того, смена направления техники — цикл большей длительности — в ХХ веке составлял, как правило,40-60 лет, Наконец, новое направление охватывает целый ряд отраслей в отличие от смены поколений техники, происходящей в конкретной отрасли экономики. Общим для всех типов технических циклов является одно — материализация научных знаний. Различает же их разный уровень глубины этих научных знаний. Е.Я.Синицына Следующая страница: Закономерности развития науки
|
© 1487.ru, 2009-2022. Экономика и финансы. Теория и практика. Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов. Практические рекомендации для профессионалов и специалистов. |
О проекте Карта сайта |
|