Семь золотых слитков Семь золотых слитков
 
  Теория Практика Экономика о науке  

Главная

Экономика о науке

Исторические рамки и роль научно-технического прогресса
Технические циклы, их типы и фазы
Закономерности развития науки
Научные циклы и их фазы
Особенности продукта научного труда
Параметры качества продукта исследования
Фондовооруженность и качество продукта исследования
Два принципиальных подхода к финансированию исследований
Модель взаимодействия науки и хозяйства
Наука в системе отношений хозяйственных субъектов
Особенности научно-технического развития
Концепция экономического управления наукой


Экономика. Теория

Экономика. Практика



Параметры качества продукта исследования

Вернемся к понятию качества научной продукции. Какой комплекс важных для потребителя параметров способен дать представление о качестве научной продукции?
Таких параметров несколько.
— своевременность получения результата;
— точность данных;
— степень достоверности их интерпретации;
— пригодность формы представления продукта для передачи его потребителю, хранения, восприятия.

Список этот можно продолжить. Он незамкнут. В него можно внести и такие важные показатели, как оригинальность, соответствие эстетическим и этическим нормам. Последние два параметра важны не столько с точки зрения потребителя, сколько с точки зрения коллег-ученых.

Каждый из перечисленных параметров обладает критической величиной, без достижения которой никакое увеличение остальных показателей качества не позволит достигнуть общего порога качества. Это особенно наглядно видно на примере параметра "своевременность": если публикация хотя бы немного опоздала с выходом в свет, ее потребительная стоимость близка к нулю (некоторая полезность состоит в том, чтобы подтвердить уже опубликованные результаты).

Значение параметра "точность полученных данных" очевидно. В современных условиях уровень необходимой точности быстро возрастает. Так, в США при подготовке справочника термодинамических величин оказалось, что только 10% статей, публикующих такие величины, делают это с точностью, достаточной для того, чтобы поместить их в справочнике.

Обязательный аспект любой НИР — интерпретация данных. Причем, если с точки зрения научной этики фальсификация экспериментальных данных расценивается как преступление и каждый исследователь обязан подробно описать условия эксперимента с тем, чтобы его можно было повторить, то к методологии интерпретации данных таких жестких требований не предъявляется.

Это и послужило причиной того, что появилась новая научная профессия - анализ информации. Занимающиеся ею исследователи используют в качестве сырья экспериментальные данные, приведенные в публикациях. Они анализируют и обобщают множество таких данных и создают новую информацию. Именно поэтому их деятельность и относится к научной, а не информационной сфере. B США эта деятельность организационно оформилась в виде центров по анализу информации. Они существуют при крупных корпорациях и являются научными учреждениями.

Для потребителя научного продукта важна его "упаковка", т.е. форма представления. Внутри исследовательского коллектива этот параметр не имеет большого значения. Но и сам исследователь, и его руководитель должны уметь видеть свой результат глазами потребителя и не жалеть усилий для изготовления хорошей «упаковки».

Итак, понятие качество научной продукции включает в себя много разных аспектов. Учитывая, что качество научного продукта имеет критическую величину, необходимо создать условия для её достижения.


Е.Я.Синицына



Следующая страница: Фондовооруженность и качество продукта исследования


  • Начало   • Экономика о науке   • Параметры качества продукта исследования  
  © Семь золотых слитков, 2009-2016. Экономика и финансы. Теория и практика.
Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов.
Практические рекомендации для профессионалов и специалистов.
О проекте
E-mail
Карта сайта
Tatsel.ru

Яндекс.Метрика