Экономика науки
Наука как объект экономического изучения
Наука — весьма специфичная сфера человеческой деятельности.
Многочисленные попытки добиться "ускорения НТП" путем создания новых организационных структур не были успешными. Постепенно пришло осознание того факта, что наука — неотъемлемая часть экономики страны в целом, и не меняя экономической сущности отношений между отдельными субъектами хозяйствования, добиться перемен невозможно. Знание закономерностей ее развития и специфики ее связей с народным хозяйством страны избавит от ошибок в решении проблем научно-технического развития.
В серии статей, посвящённых экономике научной деятельности и научных исследований изложены основные теоретические вопросы экономики и организации научных исследований. Рассмотрены закономерности цикличного развития техники, внутренние факторы развития науки, фазы научных циклов. Описаны основные прямые и обратные связи между наукой и экономикой страны, представлена простейшая модель их взаимодействия. Дано сопоставление научно-технического развития в административно-командном и в экономическом хозяйственном механизме. Сформулированы основные положения концепции экономического управления наукой.
Исторические рамки и роль научно-технического прогресса Экономические потребности общества всегда опережают достигнутый уровень развития производительных сил. Поэтому человечество ''с колыбели'' целенаправленно использовало естественные производительные силы во все больших масштабах и все более глубоко преобразуя их.
Технические циклы, их типы и фазы Развитие науки определенным образом зависит от развития техники, от тех задач, которые объективно ставит перед наукой техника. История техники свидетельствует, что ее развитие идет не по прямой линии, а по спирали. Периодически происходят революционные переходы к качественно новому уровню техники в отдельных отраслях. Это позволяет говорить о закономерности цикличного обновления техники.
Закономерности развития науки В отличие от техники наука, как бы она ни была подчинена практическим целям и задачам, может развиваться лишь по своим собственным, внутренним закономерностям. Продукт науки — более глубокий уровень познания. И его ценность, важность для общества не зависят от практической применимости новых знаний в данный момент времени.
Научные циклы и их фазы В каждой науке существуют теории, объясняющие закономерности развития изучаемого объекта. Но со временем обнаруживаются явления, которые нельзя объяснить общепризнанной теорией. Возникают и новые задачи, не решаемые ею. Оба эти фактора стимулируют рождение новых гипотез.
Особенности продукта научного труда Продукт науки, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, имеет информационную природу. Из невещественного характера продукта науки вытекает тот факт, что ученый, передавая знания другим, не лишается их, т.е. научные знания неотторжимы от их обладателя. В науке как отрасли всегда остается копия этого продукта при любой передаче его в техническую практику.
Параметры качества продукта исследования Обязательный аспект любой НИР — интерпретация данных. Причем, если с точки зрения научной этики фальсификация экспериментальных данных расценивается как преступление и каждый исследователь обязан подробно описать условия эксперимента с тем, чтобы его можно было повторить, то к методологии интерпретации данных таких жестких требований не предъявляется.
Фондовооруженность и качество продукта исследования Период развития науки, когда успех определялся только личным вкладом исследователя, уже позади. Наука стала теперь сферой высокоорганизованной коллективной деятельности. Личный вклад – решающий, но один из многих необходимых в науке ресурсов. Среди них – должный уровень материально-технического обеспечения. Его оценивают размером средств, отпускаемых на эти цели, т.е. фондовооруженностью исследователя.
Два принципиальных подхода к финансированию исследований Двум подходам к финансированию исследований соответствуют и разные подходы в кадровой политике. При первом предполагается, что количество выделенных средств и число исследователей - независимые переменные. На практике это приводит к резким колебаниям фондовооруженности среди институтов одного профиля. Такие колебания свидетельствуют, что рост числа сотрудников обгоняет увеличение затрат на исследования. Понятно,что это приведет к снижению качества.
Модель взаимодействия науки и хозяйства Научный потенциал - это характеристика системы, описывающая ее способность решать научные и научно-технические задачи будущего. Сложным является вопрос о количественной оценке научного потенциала. Существуют два различных подхода к решению этой задачи.
Наука в системе отношений хозяйственных субъектов Науку связывают с народным хозяйством не только потоки ресурсов и продуктов (т.е. экономические связи). Она встроена в сложную систему отношений со всеми остальными производителями и потребителями. При этом наука, будучи одним из элементов народно-хозяйственной системы, организована и функционирует по правилам действующего в обществе хозяйственного механизма.
Особенности научно-технического развития В административно-командной экономике при значительных размерах народного хозяйства. Когда из единого центра не удается осуществить эффективное управление производственными объектами, неизбежно возникновение среднего звена - ведомств (министерств). Центр передает им функции стратегического управления группой однородных объектов. Возникает многоуровневая иерархическая структура, в которой центр осуществляет лишь видимое управление всей системой. На самом деле им контролируется лишь ближайший к нему слой — совокупность самих ведомств.
Концепция экономического управления наукой Современная концепция управления наукой предполагает, что главным звеном в организационной структуре фундаментальной науки должен стать не институт, а исследовательский коллектив, разрабатывающий конкретную проблему. Коллектив формируется, как правило, вокруг лидера и является наиболее продуктивной формой организации. Именно коллективы и должны стать основными объектами финансирования в сфере фундаментальных и отчасти прикладных исследований.
Литература к данному разделу:
• Синицына Е.Я. Наука как объект экономического изучения. /Под ред. В.П.Перевалова. — М.: Изд-во МЭИ, 1992.
• Анчишкин А.И. Наука — техника - экономика. М.: Экономика, 1986.
• Яковец Ю.В. Закономерности НТП и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984.
• Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов втузов. М,: Машиностроение, 1988.
• Наука в экономической структуре народного хозяйства /Б.Г.Саптыков, И.В.Ломакин, Б.В.Кузнецов и др. М.: Наука, 1990. 192 с.
• Кара-Мурза С.Г. Проблемы организации научных исследований. М.: Наука, 1991.
|