Семь золотых слитков Семь золотых слитков
 
  Теория Практика Экономика о науке  

Главная

Экономика о науке

Исторические рамки и роль научно-технического прогресса
Технические циклы, их типы и фазы
Закономерности развития науки
Научные циклы и их фазы
Особенности продукта научного труда
Параметры качества продукта исследования
Фондовооруженность и качество продукта исследования
Два принципиальных подхода к финансированию исследований
Модель взаимодействия науки и хозяйства
Наука в системе отношений хозяйственных субъектов
Особенности научно-технического развития
Концепция экономического управления наукой


Экономика. Теория

Экономика. Практика



Исторические рамки и роль научно-технического прогресса

Экономические потребности общества всегда опережают достигнутый уровень развития производительных сил. Поэтому человечество "с колыбели" целенаправленно использовало естественные производительные силы ("даровые силы природы") во все больших масштабах и все более глубоко преобразуя их. Понятно, что богатство природы убывает. И чем быстрее это происходит„ тем более важным для человека становится компенсировать "демонтаж" природных сил созданием "второй", созданной человеком природы — мира техники с запрограммированными полезными свойствами. Таким образом, историческая роль технического прогресса состоит в преодолении противоречия между человеком и природой( между его потребностями и ее оскудением).

Технический прогресс прошел 2 последовательных этапа.
1. Первый состоял в абсолютном господстве эмпирической техники, т.е. основанной лишь на практическом опыте.
2. Второй – в вытеснении ее техникой научной, т.е. материализовавшей в себе теоретическое познание природы.

Рубежом, который отделяет первый этап от второго, явилась первая промышленная революция (конец ХУШ века). А самым ярким ее техническим достижением стало изобретение Дж. Уаттом паровой машины в 1784 г. Это было первым техническим достижением, которое не могло быть получено эмпирическим путем. В паровой машине использован не только опыт предшественников (Т.Севери и Т.Ньюкомена), но и достижения пневматики и теории теплоемкости, созданной Дк.Блоком, научным наставником Дж. Уатта в университете г. Глазго. Именно поэтому современники назвали паровую машину "философской", т.е. научной. И именно это обстоятельство позволяет считать местом и временем возникновения такого явления, как научно-технический прогресс Европу на рубеже XVIII-XIX века.

Для того чтобы наука стала необходимым условием технического прогресса требуется выполнение ряда условий:
- производство должно столкнуться с такими проблемами, которые не решаются путем частных улучшений, опирающихся только на практический опыт;
- наука должна накопить такую сумму знаний и эмпирических данных, когда решение возникших проблем развития производства становится теоретически возможным;
- техника же должна обеспечить технологическую готовность, т.е. определенное качество сырья и материалов, технические параметры (точность, надежность) изготовления конечной продукции.

Если отсутствует хотя бы одно из этих условий, то техническое развитие или невозможно, или осуществляется чисто эмпирическим путем, что не приводит к качественным сдвигам.

Если же все перечисленные условия налицо, прогресс техники превращается в материализацию научных идей, т.е. в научно-технический прогресс. Основными формами материализации научных знаний являются :
1) усложнение и повышение качества труда;
2) создание и совершенствование средств производства, умножающих естественные возможности человека.

Новые знания материализуются прежде всего в болев высоком уровне образования и квалификации человека. И чем в большей мере научные знания материализуются в человеке, тем выше производительность труда в единицу времени, тем выше качество и разнообразнее полезные продукты, созданные им.

Несмотря на активную и решающую роль человека как творце и носителя новых научных знаний, знания не могли бы развиваться, если бы не было возможности их материализации на длительный срок, необходимый для приобретения практического опыта и углубления уровня знаний, Такой процесс имеет место, когда новые знания воплощаются в средствах производства. Повышение производительности труда в этом случае объясняется двойным эффектом преобразования живого труда в прошлый - аффектом умножения и эффектом накопления.

Эффект умножения состоит в том, что созданные на основе научных знаний средства производства многократно усиливают возможности человека. Превышение полезн -о эффекта при использовании средств производства над усилили, необходимыми для их производства, приводит к экономии труда. Это превышение и является материальной основой всего развития человеческой цивилизации.

Эффект накопления объясняется долговечностью средств труда. H2I создает новые источники этой долговечности — улучшенные свойства материалов, конструкции и т.д. Без такой долговечности была бы невозможна экономия труда (всякий раз требовалось бы заново создавать средства труда перед их полезным использованием). Реальный срок службы средств производства, созданных на базе научных знаний, является компромиссом между их физическим долголетием и временем, которое диктуется необходимостью их совершенствования.

Итак, материализация научных знаний в средствах производства, является главным звеном, где научные знания превращаются в источник экономии труда. Именно в экономии труда состоит главная функция, историческая роль НТП.


Е.Я.Синицына



Следующая страница: Технические циклы, их типы и фазы


  • Начало   • Экономика о науке   • Исторические рамки и роль научно-технического прогресса  
  © Семь золотых слитков, 2009-2016. Экономика и финансы. Теория и практика.
Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов.
Практические рекомендации для профессионалов и специалистов.
О проекте
E-mail
Карта сайта
Tatsel.ru

Яндекс.Метрика