Семь золотых слитков Семь золотых слитков
 
  Теория Практика Экономика о науке  

Главная

Экономика о науке

Исторические рамки и роль научно-технического прогресса
Технические циклы, их типы и фазы
Закономерности развития науки
Научные циклы и их фазы
Особенности продукта научного труда
Параметры качества продукта исследования
Фондовооруженность и качество продукта исследования
Два принципиальных подхода к финансированию исследований
Модель взаимодействия науки и хозяйства
Наука в системе отношений хозяйственных субъектов
Особенности научно-технического развития
Концепция экономического управления наукой


Экономика. Теория

Экономика. Практика



Научные циклы и их фазы

В каждой науке существуют теории, объясняющие закономерности развития изучаемого объекта. Но со временем обнаруживаются явления, которые нельзя объяснить общепризнанной теорией. Возникают и новые задачи, не решаемые ею. Оба эти фактора стимулируют рождение новых гипотез.

Пусть существует ряд научных гипотез. Они проходят проверку двоякого рода: путем логического анализа и экспериментальную. Большинство гипотез отбрасывается. Остаются только те, которые удовлетворяют обоим критериям достоверности. На их основе формируется новая теория.

В первой фазе научного цикла вновь рожденная научная теория, впитавшая в себя все истинное, что было в прежней, и в то же время содержащая научное открытие, проходит период становления, утверждения. На этой стадии она вызывает неприятие и даже сопротивление сторонников прежней теории.

Во второй фазе научного цикла новая теория быстро распространяется. Резко растет число ее сторонников, она все чаще используется в научной литературе. Ее включают в вузовские, а затем и школьные учебники. Но затем наступает разочарование, вызванное преувеличением ее возможностей, и так называемая "вторая волна" отрицания новой теории ее противниками. Наконец, и содержание новой теории, и возможности ее применения получают трезвую оценку.

В третьей фазе цикла данная теория становится общепризнанной. Она широко используется в науке и в технической практике, позволяет объяснить известные факты.

В четвертой фазе научного цикла выявляется растущее количество новых фактов, которые не могут быть объяснены с помощью признанной теории. Наиболее дальновидные ученые и научная молодежь (как наименее консервативная сила) выдвигают множество гипотез. На их основе рождается новая теория.

Как видим, смена научных теорий не столь четко выражена как смена поколений машин в технических циклах. Общим для обоих циклов является их структура -' наличие четырех характерных фаз — внедрения, роста, зрелости и спада. Заметим, что именно эти фазы характерны для логистической, или как ее часто называют g - образной кривой, которая описывает процесс развития систем:
K = L / a + ( e b · e ) - c · t
где К — значение критерия развития; L, a, b, c - коэффициенты, определяемые по статистическим данным; t - время.

Изучение закономерностей развития науки необходимое, но не достаточное условие для понимания всех сторон воздействия ее на общество. Важно выявить ее специфику и взаимосвязь с другими сферами деятельности общества.


Е.Я.Синицына



Следующая страница: Особенности продукта научного труда


  • Начало   • Экономика о науке   • Научные циклы и их фазы  
  © Семь золотых слитков, 2009-2016. Экономика и финансы. Теория и практика.
Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов.
Практические рекомендации для профессионалов и специалистов.
О проекте
E-mail
Карта сайта
Tatsel.ru

Яндекс.Метрика