Экономика: теория и практика
  Теория         Практика         Экономика о науке  

Экономика о науке Исторические рамки и роль научно-технического прогрессаТехнические циклы, их типы и фазыЗакономерности развития наукиНаучные циклы и их фазыОсобенности продукта научного трудаПараметры качества продукта исследованияФондовооруженность и качество продукта исследованияДва принципиальных подхода к финансированию исследованийМодель взаимодействия науки и хозяйстваНаука в системе отношений хозяйственных субъектовОсобенности научно-технического развитияКонцепция экономического управления наукой

Экономика. Теория

Экономика. Практика



Особенности продукта научного труда

Пройдя путь от существования как элемента культуры (в античном мире) через деятельность любителей-одиночек (ярчайший пример этого этапа — К.В.Циолковский), наука превратилась в индустрию знаний, в одну из динамичных и масштабных отраслей экономики.

Под отраслью "наука" будем понимать совокупность хозяйственных ячеек, основной функцией которых является производство нового знания. Целый ряд свойств продукта научного труда делает эту отрасль весьма специфичной. Какие это свойства?

I. Продукт науки, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, имеет информационную природу. Из невещественного характера продукта науки вытекает тот факт, что ученый, передавая знания другим, не лишается их, т.е. научные знания неотторжимы от их обладателя. В науке как отрасли всегда остается копия этого продукта при любой передаче его в техническую практику.

2. Еще одна особенность науки состоит в неопределенности, внутренне присущей процессу производства нового знания. Поэтому одно из кратких определений науки таково: это - "знание, добываемое посредством сомнения", Характер этой неопределенности определяется свойствами самого творчества.

В отличие от рутинных и повторяющихся процессов в промышленных отраслях наука постоянно имеет дело е новыми задачами, т.е. новыми предметами труда этого уникального производства. В роли предметов труда науки выступает непознанная часть природы, общества - незнание. Этим и объясняется необычайно высокий процент "брака" в научном производстве. Так, опрос 50 американских фирм показал, что 5О7 их расходов на НИОКР были направлены на новшества, окончившиеся коммерческими неудачами, а из его новшеств, что получили признание на рынке, ЗО вскоре перестали приносить доход. Такой уровень неудач в производстве привел бы к немедленному банкротству. В науке же это нормальное явление.

3, Наконец, из творческого характера научного труда вытекает, что одни и те же ресурсы в разных научных коллективах дают разную отдачу, продукт различного качества.

Под термином "качество продукта" понимают комплекс важных, с точки зрения потребителя, параметров. Некоторые из них могут быть выражены количественно, другим можно дать лишь субъективную оценку (соответствию эстетическим вкусам потребителя, например). Зависимость потребительной стоимости (полезности от качества продукта) в принципе одинакова для всех продуктов (рис. 2.1).

Связь потребительской стоимости (П) с качеством (К) продукта
Рис. 2.1. Связь потребительской стоимости (П) с качеством (К) продукта.

Всегда имеется минимальное значение качества, ниже которого использование продукта по назначению невозможно, т.е. его потребительная стоимость равна нулю. Затем следует более или менее крутой подъем, когда потребительная стоимость возрастает с ростом параметров качества. И, наконец, наступает период населения, когда увеличение качества дает лишь незначительный прирост потребительной стоимости. Несмотря на всю специфику, потребительная стоимость продукта научных исследований подчиняется той же зависимости от качества.

Продукт научного исследования - это та новая информация, которая получена авторами в результате исследования и имеет прямое отношение к цели исследования. Эта информация может быть нескольких типов.

Во-первых, продукт исследования может служить сырьем для последующей технической разработки, т.е. для передачи в практическое использование.

Во-вторых, информация может быть использована в других исследованиях или послужить импульсом для появления новой ассоциативной связи и выдвижения оригинальной идеи в другой области науки.

В-третьих, опубликованная информация может быть полезной для принятия административных решений, например: "начать исследования по проблеме".

Все это определяет полезность главного продукта исследования. Но для оценки полной полезности этого мало. В ходе любой научной работы создается большое количество "побочных продуктов", ценность которых часто сопоставима с ценностью основного, Это могут быть следующие виды побочных продуктов:

1. В ходе исследования подготавливаются кадры исследователей. В вузе это является часто главной целью исследования.

2. Участники работы глубоко и детально знакомятся с узкой областью знаний, а это значит, что в стране появляются новые потенциальные эксперты по данной проблеме. Создается своеобразный банк информации, в котором часть знаний хранится в неформализованном виде в памяти исследователей.

3. Первая работа в новой для данного научного коллектива области помогает преодолеть психологический барьер новизны, "втянуть" ученых в новое направление.

4. В процессе исследования могут появиться новые идеи, дающие начало гораздо более ценным проектам.

5. В ходе управления исследованием может быть повышена квалификация научных администраторов, если, конечно, из ошибок они извлекают уроки.

6. Ученые помимо своей основной деятельности выполняют важные вне научные функции: их постоянно привлекают для консультаций в промышленности и в государственных органах. Их личные контакты перерастают в научно-технические коммуникации.

Таким образом, ценность исследования не сводится к полезности его главного продукта.


Е.Я.Синицына



Следующая страница: Параметры качества продукта исследования

  • Начало   • Экономика о науке   • Особенности продукта научного труда  
  Экономика. Теория Глава из детектива Татьяны Латуковой Экономика. Практика  
  © 1487.ru, 2009-2022. Экономика и финансы. Теория и практика.
Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов.
Практические рекомендации для профессионалов и специалистов.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика