Теория Практика Экономика о науке |
Экономика о науке Исторические рамки и роль научно-технического прогрессаТехнические циклы, их типы и фазыЗакономерности развития наукиНаучные циклы и их фазыОсобенности продукта научного трудаПараметры качества продукта исследованияФондовооруженность и качество продукта исследованияДва принципиальных подхода к финансированию исследованийМодель взаимодействия науки и хозяйстваНаука в системе отношений хозяйственных субъектовОсобенности научно-технического развитияКонцепция экономического управления наукой Экономика. Теория Экономика. Практика |
Параметры качества продукта исследования
Вернемся к понятию качества научной продукции. Какой комплекс важных для потребителя параметров способен дать представление о качестве научной продукции? Список этот можно продолжить. Он незамкнут. В него можно внести и такие важные показатели, как оригинальность, соответствие эстетическим и этическим нормам. Последние два параметра важны не столько с точки зрения потребителя, сколько с точки зрения коллег-ученых. Каждый из перечисленных параметров обладает критической величиной, без достижения которой никакое увеличение остальных показателей качества не позволит достигнуть общего порога качества. Это особенно наглядно видно на примере параметра "своевременность": если публикация хотя бы немного опоздала с выходом в свет, ее потребительная стоимость близка к нулю (некоторая полезность состоит в том, чтобы подтвердить уже опубликованные результаты). Значение параметра "точность полученных данных" очевидно. В современных условиях уровень необходимой точности быстро возрастает. Так, в США при подготовке справочника термодинамических величин оказалось, что только 10% статей, публикующих такие величины, делают это с точностью, достаточной для того, чтобы поместить их в справочнике. Обязательный аспект любой НИР — интерпретация данных. Причем, если с точки зрения научной этики фальсификация экспериментальных данных расценивается как преступление и каждый исследователь обязан подробно описать условия эксперимента с тем, чтобы его можно было повторить, то к методологии интерпретации данных таких жестких требований не предъявляется. Это и послужило причиной того, что появилась новая научная профессия - анализ информации. Занимающиеся ею исследователи используют в качестве сырья экспериментальные данные, приведенные в публикациях. Они анализируют и обобщают множество таких данных и создают новую информацию. Именно поэтому их деятельность и относится к научной, а не информационной сфере. B США эта деятельность организационно оформилась в виде центров по анализу информации. Они существуют при крупных корпорациях и являются научными учреждениями. Для потребителя научного продукта важна его "упаковка", т.е. форма представления. Внутри исследовательского коллектива этот параметр не имеет большого значения. Но и сам исследователь, и его руководитель должны уметь видеть свой результат глазами потребителя и не жалеть усилий для изготовления хорошей «упаковки». Итак, понятие качество научной продукции включает в себя много разных аспектов. Учитывая, что качество научного продукта имеет критическую величину, необходимо создать условия для её достижения. Е.Я.Синицына Следующая страница: Фондовооруженность и качество продукта исследования
|
© 1487.ru, 2009-2022. Экономика и финансы. Теория и практика. Учебные и обобщающие материалы для студентов и начинающих экономистов. Практические рекомендации для профессионалов и специалистов. |
О проекте Карта сайта |
|